Трансфертное ценообразование

Трансфертное ценообразование

Трансфертное ценообразование

Трансфертное ценообразование «по-новому». Обзор последних изменений


 

13 августа 2015 года вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно трансфертного ценообразования» № 609-VIII (далее – «Закон»). Закон изменил правила контроля над трансфертным ценообразованием, также был повышен стоимостный порог для признания операций контролируемыми и изменен размер штрафов для плательщиков.

Обзор основных изменений внесенных Законом.

Контролируемые операции, принципы определения

Начиная с 2015 года, контроль над трансфертным ценообразованием осуществляется только по операциям с нерезидентами, только для целей начисления налога на прибыль.
Уточнены формулировки абзаца «б)» пункта 39.2.1.1. статьи 39 Налогового кодекса Украины (далее – «НКУ»), согласно которому к контролируемым принадлежат именно «внешнеэкономические хозяйственные операции» по продаже товаров через комиссионеров-нерезидентов.
Намерение законодателя предполагаем состояло в том, чтобы избежать возможного толкования этого пункта как такого, который может касаться и операций по продаже товаров между двумя резидентами Украины с привлечением комиссионера-нерезидента.
Однако новая формулировка также не достигла поставленной цели. Так, статья 1 Закона Украины «О внешнеэкономической деятельности» от 16.04.1991 г. определяет «внешнеэкономическую деятельность» как «деятельность субъектов хозяйственной деятельности Украины и иностранных субъектов хозяйственной деятельности, построенную на взаимоотношениях между ними, осуществляемую как на территории Украины, так и за ее пределами». Как видим, указанное определение позволяет отнести к категории «внешнеэкономической» и операции по продаже товара, которые осуществляются между резидентами Украины и на территории Украины (с привлечением комиссионера-нерезидента).
Закон уточнил 39.2.1.5 статьи 39, согласно которому контролируемой признается «совокупность хозяйственных операций, которые осуществляются между связанными лицами с привлечением (при посредничестве) лиц, которые не связаны с ними» при условии, если такие несвязанные лица не выполняют существенных функций, не несут существенных рисков и не используют в ходе операций существенных активов.
Такая формулировка давала возможность относить к контролируемым также операции между связанными лицами-резидентами Украины. Новая редакция этого пункта четко определяет, что в данном случае имеется в виду ситуация, когда в цепочку хозяйственных операций между плательщиком и его связанным лицом-нерезидентом включаются несвязанные лица, которые не выполняют существенных функций, не несут рисков и не используют существенных активов. Таким образом, фокус контроля над трансфертным ценообразованием не меняется, а только уточняется, что данная ситуация касается операций со связанными лицами-нерезидентами.

Обычные цены

Из пункта 14.1.71 НКУ, который содержит определение понятия «обычная цена», были исключены ссылки на статью 39. Это окончательно разграничивает указанные понятия для целей налогообложения.
Также в Законе уточнили вопрос определения «обычной» цены форвардного или фьючерсного контракта. Так, ранее НКУ устанавливал, что при поставке товаров (работ, услуг) на основании таких контрактов «обычной ценой является цена, которая соответствует уровню рыночных цен на момент заключения такого контракта». В новой редакции пункта 14.1.71 определено, что обычной ценой является «цена, которая соответствует форвардной или фьючерсной цене на дату заключения такого контракта».
Напомним, что такое определение было введено в НКУ с учетом практики доначисления налоговых обязательств со ссылкой на рыночные цены на момент продажи товара по форвардным/ фьючерсным контрактам. Этот момент наступал после даты заключения контракта и согласования цены, а затем цены могли сильно отличаться от цен на дату заключения.
Закон уточнил, что брать необходимо цены на дату заключения форвардного или фьючерсного контракта. Но на самом деле такая формулировка также не была корректной в контексте принципов трансфертного ценообразования, ведь брать необходимо цены в сопоставимых операциях. А сопоставимыми операциями в данном случае будут цены аналогичных контрактов (соответственно, форвардных или фьючерсных), заключенных на ту же или максимально приближенную дату. Данное определение и уточнили.
Однако, в действительности, с учетом дальнейшего разграничения понятий «обычная» цена и «цена, соответствующая принципу вытянутой руки» такое положение уже не имеет существенного значения. Ведь «обычные» цены не применяются для целей трансфертного ценообразования. Вместе с этим, то, что во внимание должны приниматься цены в сопоставимых форвардных или фьючерсных операциях, поскольку это вытекает из общих принципов трансфертного ценообразования.

Обычные цены и НДС

Важное уточнение касается правил определения базы налогообложения НДС и налогового кредита. В частности, изложили в новой редакции п. 188.1 ст. 188 НКУ, из которого исключили ссылки на то, что база налогообложения не должна быть ниже обычных цен при осуществлении контролируемых операций. Теперь осталось только правило, что база определяется исходя из договорной стоимости, но не должна быть ниже цены приобретения, себестоимости или стоимости необоротных активов по данным бухгалтерского учета.
Аналогичные изменения внесены и в п. 198.3 ст. 198 НКУ в части определения налогового кредита, для которого уже также нет правила относительно обычных цен.
Если раньше еще могли быть сомнения относительно применения правил трансфертного ценообразования для целей НДС, то сейчас уже оснований для таких сомнений нет – для целей НДС эти правила не применяются.
Таким образом, данным Законом поставлена точка в вопросе применения ст. 39 НКУ для целей НДС.

Использование методов трансфертного ценообразования

Закон вернул в статью 39 перечень финансовых показателей, которые могут быть использованы при доказательстве соответствия условий контролируемой операции принципа «вытянутой руки». В свою очередь, такой перечень является неисключительным, и плательщик имеет право использовать для доведения любые другие показатели рентабельности.
Более корректно сформулировали особые правила, которые используются для контроля над трансфертным ценообразованием в операциях с товарами, имеющими биржевую котировку. Так, теперь определено, что для подтверждения соответствия условий таких операций принципа «вытянутой руки» следует рассчитывать диапазон цен на товары, которые сформировались на товарной бирже. Ранее в качестве наиболее сопоставимой должна была браться средняя цена, которая сформировалась на товарной бирже. При этом было непонятно, каким образом такая средняя цена должна рассчитываться.
Отныне КМУ должен определять не только перечень мировых бирж, данные которых должны приниматься во внимание относительно каждой группы товаров, но и перечень самих товаров, имеющих биржевую котировку.

Отчетность по трансфертному ценообразованию

Как и раньше, предполагается, что налогоплательщик, который имеет контролируемые операции (1) представляет отчет о контролируемых операциях и (2) ведет документацию по трансфертному ценообразованию.
Вместе с установкой нового стоимостного критерия в 5 млн по объему операций между плательщиком и его контрагентом отпала необходимость в представлении информации о контролируемых операциях в виде приложения к декларации по налогу на прибыль. Указанная норма была изъята и, соответственно, теперь все плательщики, которые имеют контролируемые операции, обязаны представлять отчет по установленной форме до 1 мая года, следующего за отчетным.
Особое внимание хотим обратить на то, что, согласно переходным положениям Закона, формирование отчета о КО и документации по трансфертному ценообразованию за хозяйственные операции, которые имели место в 2015 году, осуществляется на основании и с учетом норм Закона. То есть уже по новым стоимостным критериям.

Основания для проверки контролируемых операций

Положительным изменением является значительное уменьшение количества оснований для проведения проверки контролируемых операций. Так, например, если ранее предполагалось, что проверка может проводиться как в случае «получения от налогоплательщика отчета о контролируемых операциях», так и неполучения отчета (то есть, по сути, в любое время по желанию контролирующего органа), то теперь осталось три официальных основания:
—     отправка контролирующим органом уведомления об обнаруженных контролируемых операциях;
— выявление по результатам мониторинга контролируемых операций несоответствия условий контролируемых операций принципу «вытянутой руки»;
—  непредставление налогоплательщиком (предоставление с нарушением требований НКУ) отчета или документации по ТЦ.
Еще одним положительным изменением является увеличение с 10 до 30 дней срока для подачи дополнительной информации о трансфертном ценообразовании на соответствующий запрос контролирующего органа.

Штрафы

Установлены новые штрафы. В частности, увеличен штраф за неподачу (несвоевременную подачу) отчета о КО со 100 до 300 размеров минимальных зарплат, что на сегодняшний день составляет 365 400 грн.
За недекларирование в представленном отчете контролируемых операций предусмотрен штраф в размере 1% от суммы таких операций, однако не более 300 размеров минимальной заработной платы (365 400 грн). Ранее за аналогичное нарушение предусматривался штраф в размере 5% от суммы операций и без установления верхнего предела.
Размер штрафа за непредставление документации по трансфертному ценообразованию не изменился. Плательщик платит 3% от суммы операций, по которым не предоставлена документация, однако не более 200 минимальных зарплат (243 600 грн) за все контролируемые операции, осуществленные в отчетном году. При этом, как и ранее, уплата штрафов не освобождает плательщика от обязанности подавать отчет и документацию по трансфертному ценообразованию.

Вывод

В целом принятые изменения можно охарактеризовать как прогрессивные и такие, которые направлены на облегчение осуществления контроля над трансфертным ценообразованием. В то же время, остается ряд неурегулированных вопросов, связанных с практическим применением положений статьи 39. Так, например, непонятна методика для корректировок цены на товары, имеющие биржевую котировку. Ожидается, что окончательно точки над «ё» расставит практика применения правил трансфертного ценообразования и, в случае необходимости, практика судебных споров с контролирующими органами.


 

Добавить комментарий